Психологические аспекты деятельности руководителя. Стиль руководства.

В условиях рынка важное значение имеет ролевая модель руководителя. Она состоит из следующих основных управленческих комплексов: профессионального,

психологического и организаторского. Каждый из управленческих комплексов включает в себя различные роли, которые выполняет руководитель в процессе

инновационной деятельности в условиях рынка. Как профессионал он выполняет роли предпринимателя-новатора, коммерсанта и администратора. Как психолог

он должен быть лидером-мотиватором, практическим психологом-воспитателем и социальным архитектором (формирующим организационную культуру фирмы, создающим

условия для идентификации каждого работника с организацией).Как организатор он должен быть интегратором-организатором (объединять ресурсы, обеспечивать координацию),

коммуникатором (обеспечивать сбор, переработку и распространение информации) и социальным контролером (оценивать труд).

Руководитель, заслуживший психологический (фактический) авторитет в своем коллективе, является, как правило, его неформальным лидером, который направляет действия

людей за счет личного влияния на них, используя свои возможности внушения и убеждения.

Для создания авторитета (фактического, а не формального) необходимо, чтобы любая деятельность руководителя давала положительные реакции у подчиненных.

Деловые качества руководителя (профессионализм прежде всего) должны вызывать доверие у сотрудников. Стиль руководства как совокупность приемов воздействия

должен быть одобрен подчиненными, а личные качества руководителя (честность, справедливость, моральный облик) должны внушать уважение к нему.

Основные задачи ролевой модели руководства следующие:

1. Осуществление эффективного управления фирмой с целью получения оптимального размера прибыли,

2. Формирование, развитие и использование персонала с целью обеспечения работы каждого сотрудника с полной отдачей сил.

3. Создание условий для формирования инновационного поведения у работника,

4. Формирование у руководителя предпринимательских (инновационных) умений и навыков, необходимых для работы в рыночных условиях.

Важная задача руководителя – это организация и регулирование совместной трудовой деятельности работников. Совместная деятельность

требует определения функций работников в соответствии с разделением труда. Они должны быть скоординированы, при этом согласование операций и действий

в работе отдельных сотрудников, их темпа и ритма является важнейшим условием повышения эффективности совместной деятельности. Роль руководителя – координатора

будет различной в зависимости от условий и, в которых она выполняется: в спокойной деловой обстановке или в нервозных (экстремальных) условиях, в аварийной,



рискованной ситуации.

Содержание работы руководителя.

Работа руководителя представляет собой составную часть всей работы по управлению.

При определении поля деятельности руководства мы уже частично касались некоторых важнейших задач, входящих в компетенцию руководителя.

В приведенном перечне задач отсутствуют те, которые касаются непосредственно управления деятельностью, производства, поскольку основное

внимание уделено нами управлению людьми.

Исходя из этого важнейшими задачами руководителя являются.

• 1. Забота о мотивации персонала. Эту задачу с точки зрения достижения высоких результатов следует считать буквально ключевой,

так как мотивированность и эффективность находятся в прямой зависимости друг от друга.

• 2. Управление деятельностью персонала, в частности путем постановки задач, оказания поддержки и контроля.

При выполнении этой задачи руководители многих организаций прибегают к проводимым регулярно встречам-беседам со своими работниками.

• 3. Сотрудничество и информация. Руководитель должен позаботиться о том, чтобы его подчиненные знали о перспективах своего участка,

а также о том, что делается в других подразделениях организации.

Положение руководителя группы само по себе подчеркивает важность сотрудничества.

• 4. Определение потребности своего участка в рабочей силе, ее наем и тщательный подбор.

• 5. Обучение и совершенствование персонала.

• 6. Вопросы трудовых отношений и заработной платы.

• 7. Вопросы охраны труда на своем участке (безопасность труда и охрана здоровья).

• 8. Совершенствование планирования, разделения труда, улучшение психологического микроклимата на производстве,

методов труда и других вопросов, оказывающих влияние на эффективность работы организации.

Как видите, содержание работы руководителя является весьма многогранным.

На практике удельный вес каждой из перечисленных задач может быть различным, что зависит от целей организации

и от положения самого руководителя. Для каждого серьезного руководителя, который стремится к эффективным результатам и



который намерен реально учесть стремления и личные планы своих подчиненных, большинство из перечисленных задач являются обязательными.

Требования к руководителю

На основе перечисленных выше задач нетрудно определить и требования,

выдвигаемые перед самим руководителем. Он несет ответственность за данное подразделение организации,

что и налагает на него соответствующие обязанности. Он должен уметь направлять деятельность не только отдельных людей,

но и целых групп. Руководитель должен уметь ладить с людьми и проявлять интерес и стремление к сотрудничеству.

От него требуется умение наладить работу своих подчиненных в соответствии с целями организации.

Ему надлежит разбираться в мотивах поведения людей, а также знать те факторы, порой весьма многосложные,

которые лежат в основе поведения коллектива.

Многие из задач руководителя близко соприкасаются с проблемами штата работников.

Поэтому от руководителя требуются хорошие знания и в этой области. Он должен решать на своем участке все вопросы,

даже самые сложные, связанные, в частности, с заработной платой и подбором работников.

Для этого он должен быть хорошо знаком с трудовым законодательством.


1942077543230431.html
1942186111819254.html
    PR.RU™