Сибирский федеральный округ

Сибирский федеральный округ обладает значительным потенциалом развития, особенно в черной и цветной металлургии, топливно-энергетическом комплексе и пищевой промышленности, а также широкими возможностями для организации новых инновационных производств. Возможен быстрый рост в химии и нефтехимии, лесной и деревоперерабатывающей промышленности, машиностроении, значительные резервы для роста имеют строительный и агропромышленный комплексы. Наиболее перспективным фактором долговременного и устойчивого развития выступает научно-технический и научно-образовательный потенциал, который способен полностью обеспечить потребности развивающейся экономики в квалифицированных кадрах, значителен инновационный потенциал округа, созданная в нем инновационная инфраструктура.

Приоритетными отраслями социально-экономического развития Сибири[26] в перспективе до 2030 годах будут являться:

информационные телекоммуникационные технологии, нанопромышленность, биотехнологии;

машиностроение (буровое, горно-шахтное, трубопроводное, транспортное, энергетическое и электротехническое, металлургическое, жилищно-коммунальное и строительное), авиастроение, производство медицинского оборудования и точное приборостроение;

добывающая промышленность (добыча нефти, газа, угля, черных, цветных, благородных и редкоземельных металлов) и увеличение добычи полезных ископаемых;

геолого-разведочные работы;

перерабатывающая промышленность – глубокая переработка первичного сырья (нефте-, газо-, угле-, лесохимия), производство целлюлозы, бумаги, высокотехнологичных горюче-смазочных материалов, древесных плит, мебели и продукции металлургии;

агропромышленный комплекс (включая продукты питания органического производства);

энергетический комплекс (включая малую (муниципальную) энергетику и возобновляемые источники энергии);

инфраструктура железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, речного и трубопроводного транспорта;

промышленность строительных материалов;

строительство комфортного социального жилья по доступным ценам (в городах), индивидуальных домов (в сельской местности), жилья для вахтовиков и работников агропромышленного комплекса;

прикладная наука и научное сопровождение промышленности, транспорта, строительства и агропромышленного комплекса;

высококачественные (включая экспортоориентированные) услуги транспорта, финансового сектора, образования, туристско-рекреационной сферы, здравоохранения и культуры.

Основой развития инновационной сферы Сибири в прогнозный период будет система научных центров и академгородков, наукоградов Кольцово и Бийск, вузовских и отраслевых научных и научно-исследовательских институтов, сеть научно-внедренческих центров, технопарков и бизнес-инкубаторов, малых предприятий в сфере высокотехнологического наукоемкого бизнеса.



Сибирь располагает мощными рекреационными ресурсами, которые представлены уникальными природными комплексами озера Байкал, Телецкого озера, многочисленными и разнообразными источниками минеральных и термальных вод, запасами лечебных грязей в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва и Республике Хакасия, Алтайском и Забайкальском краях, развитие туризма может стать одной из важнейших региональных точек роста территорий Сибири, относящихся как к категории депрессивных (Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва и Республика Хакасия, Забайкальский край), так и к промышленно развитым регионам (Иркутская, Кемеровская и Новосибирская области).

Территория Сибирского федерального округа характеризуется сильной неравномерностью развития: в состав округа входят как дотационные регионы – Республика Тыва, Забайкальский край, так и экономически развитые – Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, а также регионы с высоким потенциалом инновационного развития – Томская и Новосибирская области, Алтайский край, в этой связи направления и динамика экономического развития отдельных регионов СФО также сильно различаются.

Для Арктического пояса развития (север Красноярского края с прилегающими островами и акваториями) в перспективе предполагается интенсивная геологоразведка, освоение новых месторождений природных ресурсов, восстановление и развитие Северного морского пути.

Для Северного пояса (Средний Иртыш (север Омской области), Среднее Приобье (север Томской области), центральные районы Красноярского края, север Иркутской области, зона Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в Забайкальском крае, север Республики Бурятия – реализация проектов в энергетическом секторе, строительство северо-российского транспортного коридора, добыча и первичная переработка природных ресурсов (нефть, газ, лес, черные, цветные, благородные и редкоземельные металлы), строительство трубопроводов и транспортной инфраструктуры к местам первичной и глубокой переработки природных ресурсов, строительство и реконструкция перерабатывающих производств (нефте-, газо- и углехимия, гелиевая промышленность, переработка древесины).



Для Южного пояса (центральные и южные районы Омской и Иркутской областей, Республики Бурятия, южные районы Томской области, Забайкальского и Красноярского краев, Алтайский край, Новосибирская и Кемеровская области, Республика Алтай, Республика Тыва и Республика Хакасия) – строительство и реконструкция на качественно новой технологической основе машино- и приборостроительных предприятий, ориентированных на выпуск инновационной продукции, современных агрегатов, приборов, машин, оборудования и конструкций для добывающей, перерабатывающей и энергетической промышленности Сибири и Дальнего Востока, а также для экспорта за рубеж, предприятий металлургического и лесного комплексов, химической промышленности, промышленности строительных материалов, осуществляющих выпуск современной конкурентоспособной продукции, и предприятий, работающих в области информационных, телекоммуникационных, нано- и биотехнологий; формирование высокотехнологичных агропромышленных предприятий.

Реализация экономического потенциала Сибирского округа требует масштабного развития транспортной инфраструктуры: железнодорожного транспорта, обеспечивающего транзит как между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, так и внутри страны, Северного морского пути для ввоза грузов, необходимых для жизнеобеспечения населения арктического побережья, обустройства пограничных переходов на границе с Монголией.

Приоритетными являются стратегически важные инфраструктурные проекты транспортировки нефтегазовых ресурсов месторождений Красноярского края и Иркутской области на восток для расширения рынков сбыта российского сырья, инфраструктурные проекты в рамках развития Нижнего Приангарья, инфраструктурная поддержка развития крупных городских агломераций.


1941955487244601.html
1941975391988743.html
    PR.RU™