Нематериальные активы в сфере IT

Информационные технологии, инновации в значительной степени состоят из объектов интеллектуальной собственности, и ценность представляют именно в связи с ними. Всё это нематериальные активы. Если хотим, чтобы нематериальные активы способстовали извлечению прибыли, надо сначала понять, какие активы имеются и определенным образом их учесть. Затем возникает список задач для юристов – эти активы надо защитить (зарегистрировать, оформить передачу прав).после того, как актив защищен, его надо оценить, какую прибыль он может приносить и засчет чего. Только после всех этих процедур активом можно распорядиться. Есть простая неисключительная, либо исключительная лицензии. Есть возможность внести права на результаты интеллектуальной деятельности в уставный капитал. Вся эта процедура в совокупности представляет собой сферу управления правами на объекты интеллектуальной собственности (=нематериальными активами). IPRM – intellectual property right’s management.

В РФ культура защиты интеллектуальной собственности существовала в зачаточном состоянии. Опирались на то, что пользователи и компании нарушали права на интеллектуальную собственность. В современный период понимание того, что засчет приобретения и продажи прав на те или иные активы, можно поддерживать благосостояние компании, всё более и более развивается. Некая методология, которая на Западе стала развиваться 25-30 лет назад, требует большого количества специалистов, обладающих широким спектром знаний. Нужны специалисты (инженеры), бухгалтеры, оценщики, патентные поверенные, менеждмент. Интеллектуальная собственность – основной продукт IT.

ü Характерно, что объекты существуют в электронной форме.

ü Также характерно, что для распоряжения объектами нужен человеческий фактор, лица могут определить свой вклад в конечный результат и соотнести свой вклад в денежной оценке. Если работник уходит, это приносит прямой и моментальный вред производству. Эффективный метод борьбы – переманивание сотрудников. Роль хороших отношений в оформлении отношений с работниками является очень существенной. На Западе стали вносить нормы защиты интересов работодателя при создании работником каких-либо результатов интелектуальной деятельности.

ü Также крайне высока роль стандартов и протоколов.

В силу чего возникают права:

1) Творческая деятельность автора, возникновение прав в силу факта создания произведения. В США автором может быть юридическое лицо. Споры с авторами-физическим лицами невозможны.

2) Регистрация объектов патентного права

3) Регистрация средств индивидуализации

4) Охрана информации ограниченного доступа



Если режим охраны ноу-хау нарушается, исчезает сам объект, тогда права передавать не на что.

Когда компания приобретает права:

· Автор-Компания

· Автор-Правообладатель-Компания

· Автор-работник-Правообладатель-Компания

· Автор-работник – Компания-работодатель

· Вклад в уставный капитал Компании

Вопросы:

Какие объекты принадлежат компании?

Кто авторы?

Какова история приобретения прав?

Кому известно об объектах? / Обязаны ли сотрудники хранить соответствующую информацию в тайне?

Поставлены ли они на учет?

Какова их стоимость?

Сколько платится налогов? *В каких случаях и как нужно платить налоги…*

Как оптимально передать или приобрести?

Наиболее часто встречаются: регистрация товарных знаков (и промышленных образцов). Какие-то более сложные конструкции обычно не встречаются. Российские IT-компании более продвинуты. Предприятия-монополисты тоже двигаются в этом направлении (металлургия, например). Выгоднее продавать «полуфабрикаты», которые создаются путем применения сложных технологий.

Распространенные заблуждения:

· Фактическое обладание означает правообладание *без выполнения формальностей уязвимость актива колоссальная*

· Юридически значимые действия могут быть выполнены позже

· Надежда на добросовестность субъектов отношений *чисто русская черта, на самом деле, недоверие – нормальная категория*

· «Мертвый груз» - отсутствие прибыли за счет интеллектуальных средств

А что происходит на самом деле с прибылью? Западная практика, что деньги во многом генерируются за счет распоряжения нематериальными активами. Под нематериальными активами понимают достаточно широкий спектр объектов, гораздо шире, чем у нас законодательно закреплено. Классифицируют по целевому признаку. Итак, относят:

-НМА, связанные с маркетингом (товарные знаки, соглашение об отказе от конкуренции)

-клиентские НМА (списки клиентов, базы данных, клиентские контракты)

-НМА, связанные с искусством (авторские, смежные)

-НМА, связанные с контрактами (права пользования, лицензии, включая трудовые договоры)



-НМА, связанные с технологиями (технология, программное обеспечение, ноу-хау)

Для чего их оценивают:

-подготовка финансовой отчетности

-разнесение цены приобретения компании

-сделки КП НМА (уступка ИС)

-заключение лицензионных договоров или договоров франчайзинга (концессии) *даже в РФ есть практика процентных ставок – роялти при производстве 2-10% с прибыли – это на производстве, при литературных произведениях ставки роялти могут быть 10-20%, доходить до 35%*

-оценка ущерба при нарушении прав на объекты ИС

-оптимизация налогообложения *налоговая несколько лет назад оспорила схему лицензионных отношений в отношении ставки роялти, суд согласился с налоговой, что слишком много денег платят и таким образом уменьшают налогооблагаемую массу*

-внесение НМА (ИС) в уставный капитал

-привлечение инвесторов

-предоставление залога для получения кредита

Все эти отношения носят финансово-юридическую природу. Оценщики. Три базовых способа оценки, оценка любых активов – неточная дисциплина. Вся сфера оценки на Западе считается адекватной. Бизнес оценочный – тоже бизнес, базируется на своей собственной репутации. Если один раз ошибется, дальше его репутация уже не будет восприниматься на рынке. Так что, оценщикам выгодно быть максимально объективно. 1й подход – доходный, простой в понимании, сколько данный продукт принесет дохода. Плюс подхода, когда есть готовый продукт, например, товарный знак у сети ресторанов. 2й подход – сравнительный. Наверное, наиболее точный, но он работает только в системе развитых рынков, когда известны доходы от других сходных активов (предоставляется отчетность), так что можно сравнить и понять, сколько товарный знак стоит или будет стоить по сравнению с другими. 3й метод – самый простой и неточный – затратный метод. Берется сумма затрат, израсходованных на производство продукта, всегда эта стоимость ниже реальной стоимости результата. Нематериальный актив дальше развивается, а эта стоимость никак не учитывается. У российских компаний больше половины НМА не видны для бизнеса, так что рыночная стоимость складывается из той маленькой части, которая доступна общественности. На Западе пришли к выводу, что нематериальных активов уже куда больше, чем материальных (74 к 26). Практически из всех отраслей экономики денег в НМА очень много. Самые дорогие брэнды: Coca-cola, Microsoft, IBM, GE, Intel. Сам брэнд «кока-кола» стоит дороже, чем весь бизнес, всё производство и все материальные активы. В случае роста НМА компаний рост акций связан с этим процессом, короче, чем больше НМА, тем больше стоимость акций.

Юристы для оформления прав или схемы по их передаче. Проблема всех компаний – как соотнести формальные юридические действия с общей задачей по извлечению прибыли. Задача юриста в компании – сделать что-то формальное. Но у любого действия есть экономическая сторона, выгодно это компании или нет. Обычно мнение юриста вторично после мнения управленцев или собственников.


1941002883304548.html
1941064747667071.html
    PR.RU™